Покупка и продажа квартиры — не ежедневная бытовая ситуация. У большинства людей такое событие случается всего-то пару раз в жизни. Поэтому «набить руку» в такой процедуре обывателю просто нереально. В этой статье собрана полная информация о том, какие документы нужно проверить и сколько стоит заключение сделки.
Какие документы нужны для оформления квартиры
Документы для продажи квартиры в 2016 в Казахстане
- Пакет правоустанавливающих документов — свидетельство о праве собственности, основание для права собственности (договор купли-продажи, договор о приватизации, вступлении в наследство и т.д.).
- Техпаспорт.
- Квитанции по уплате налогов, коммунальных услуг.
Если договор будет заключать представитель хозяина жилья, то нужна доверенность. В доверенности должен быть пункт о праве представителя продажи недвижимости.
Дополнительный перечень документов для продажи квартиры
Нужно уточнить, нет ли в квартире совладельцев в лице супругов, детей, родственников:
- Относительно семейного статуса — если продавец на момент покупки жилья не состоял в браке, то нужно нотариальное заверение об этом. Если в браке — то нотариальное согласие супруга(и) на продажу жилья и свидетельство о браке. Если в разводе — то решение суда о разделе имущества с припиской об отсутствии имущественных претензий.
- Если в квартире есть несовершеннолетний собственник — разрешение органов опеки и попечительства на продажу жилья.
- Если в квартире есть дольщики, то нужно их нотариальное согласие на продажу жилья.
Вообще, с несовершеннолетними владельцами, дольщиками жилья лучше квартиры не покупать. Если все-таки решились приобрести такое жилье, то за справкой из органов опеки лучше ходить вместе с продавцом. Это нужно, чтобы исключить все варианты коррупции при получении разрешения. Ибо органы опеки очень недоброжелательно относятся к продаже «детской» собственности — там много условий и проверок.
Как оформить продажу квартиры?
Для этого необходимо обратиться к нотариусу, который выполнит последовательность следующих действий:
- Запросит справки из госорганов для проверки обременений и совладельцев.
- Заверит сделку — заключение договора купли-продажи.
- Зарегистрирует договор купли-продажи и право собственности в Центре недвижимости.
Происходит оформление продажи квартиры: регистрация договора, права собственности и сама сделка одновременно. Сейчас это положено по закону — есть пункт об электронной регистрации права онлайн. У нотариусов есть доступы в базу данных, они отправляют данные о заключенных сделках сразу в Центр по недвижимости.
При онлайн-регистрации сделка занимает не более 30-40 минут.
За регистрацию возникновения права собственности на квартиру согласно Налоговому кодексу полагается госпошлина в размере 0,5 МРП — 1060 тенге, за недвижимость с земельным участком — 1 МРП — 2121 тенге.
Сколько стоит оформление продажи квартиры?
Заключение сделок с продажей и покупкой жилья может стоить по-разному — все зависит от условий.
Примеры расчётов
- Заключается договор купли-продажи квартиры в городе, наличными, между лицами, не являющимися близкими родственниками — 12 МРП, т.е. 25 452 тенге.
- Покупается квартира в городе, но не наличными, а через ипотеку — 4 МРП, т.е. 8484 тенге. Но на практике нотариусы берут другую сумму, а именно 25 452 тенге, то есть покупку в ипотеку оформляют как обычную сделку. Дело в том, что нотариусы к ипотечному договору должны приложить договор залога. Но сделать этого они не могут, так как он заключается после регистрации договора купли-продажи.
- Покупается жилье в сельской местности, наличными — 2,7 МРП, т.е. 5726 тенге.
В эту стоимость входит и оформление договора купли-продажи, и его нотариальное заверение. Также нотариус удостоверяет:
- договоры ипотечного жилищного займа — 4 МРП (8484 тенге).
- доверенности на право пользования и распоряжения имуществом (если она понадобится хозяину жилья) — 2,5 МРП (5302 тенге).
- свидетельствование подлинности подписи на документах (для согласий на продажу жилья) — 0,53 МРП (1124 тенге).
- другие нотариальные действия — 7,2 МРП (15271 тенге).
Рассчитывайте, исходя из собственной ситуации, какие документы вам понадобятся.
Когда стоит обратиться к юристу?
Юрист необходим для получения консультации и, в принципе, при покупке жилья лучше посоветоваться с опытным специалистом, показать ему документы. Там эксперт увидит то, чего можете не увидеть вы — почти все грустные истории с покупкой жилья происходят именно из-за незаметных мелочей и цифр в документах.
Самая щекотливая ситуация, когда стоит обратиться к юристу — это приватизированная квартира: эти документы при покупке квартиры частенько не содержат информации о дольщиках в лице детей. На момент приватизации они были детьми, но теперь выросли. А в договоре приватизации их имен часто нет. Покупается такая квартира, а потом объявляются выросшие дети со словами «мы тоже собственники». И сделка аннулируется.
Поэтому, чтобы избежать нехорошей ситуации, лучше показать все документы юристу — он увидит пункты, которые говорят все о хозяевах жилья и его истории. Будьте внимательны, путь ваша покупка жилья станет радостным событием, а не поводом для головной боли.
Информационная служба kn.kz